Кофейные истории
12 февраля 2024 г.
Поймать волну? Эволюция современной кофейной культуры
Человечество знакомо с кофе уже много веков. Кофейные зёрна постепенно завоёвывали любовь, и сейчас кофе — один из самых популярных напитков в мире. Но кофейная индустрия не стоит на месте, кофе в XVI веке и кофе сейчас — это совершенно разный продукт.
Сегодня мы хотим поговорить о трёх «волнах» в современной кофейной культуре, которые стали самым настоящим периодом роста и развития для той кофейной индустрии, которую мы с вами видим и знаем.
У каждой из волн нет определённых временных рамок, но каждая из них принесла большие изменения и инновации. Ну что, ныряем? =)

Первая волна

«Первая волна» кофе совпадает с первой «волной» промышленной революции, которая определяется глобальным ростом массового производства потребительских товаров. Тут мы говорим о конце XIX — начале XX веков.
Кофе наконец перестаёт быть напитком только для привилегированной элиты и идёт в массы. Но в отличие от сегодняшней кофейной культуры, кофе употребляли исключительно ради кофеина, а не вкуса. Другими словами, напитком бодрились и боролись со сном.
Кофе того времени имеет тёмную обжарку и очень горький вкус, который можно спасти, только несколькими ложками сахара.
Большой спрос приводит к массовому производству, в котором количество важнее качества.
Потребители не знают и, скорее всего, не интересуются ни территориальным происхождением кофе, ни методами выращивания и дальнейшего производства.
Но всё же стоит отметить, что именно благодаря крупномасштабному производству в этот период мы теперь многое знаем о правильном хранении кофейных зёрен. Именно в это время была открыта вакуумная упаковка, которая помогала дольше сохранять зёрна свежими. А в 1890 году изобрели уже привычный для нас растворимый кофе, и это тоже сделало его более доступным и надолго изменило культуру потребления кофе, ведь этот способ оказался таким лёгким и быстрым.

Вторая волна

Начинают формироваться требования к выращиванию и отбору сырья. Пресытившиеся потребители стали искать в кофе не только бодрящий заряд, но и хороший вкус. Кофе становится напитком, которым можно наслаждаться.
Параллельно с этим кофе перестаёт быть чисто домашним напитком. Одними из главных атрибутов «второй волны» считаются сетевые кофейни и бумажные стаканчики «кофе с собой». Кофейни становятся местом для встреч с друзьями. Культовый сериал «Друзья» — классический тому пример.
Популярность набирают напитки на основе эспрессо, а всем любителям кофе известно, кто такие бариста.
Кофе всё ещё горький, но значительно лучше первой волны.
Покупатели начинают интересоваться местом происхождения зёрен.

Третья волна

«Третья волна» началась благодаря основанию Ассоциации спешелти кофе (SCA, Specialty Coffee Association). Интерес некоторых кофеманов пошёл дальше просто хорошего вкуса.
Любители кофе начинают экспериментировать с блендами и моносортами, методам обжарки и заваривания.
Именно в этот период люди по-настоящему начали оценивать различные характеристики, которыми сопровождается известная горечь кофейных зёрен.
С появлением «третьей кофейной волны» всё больше людей узнают, что в кофейных зёрнах, подобно вину, есть гораздо больше оттенков вкуса и аромата.
По сравнению со «второй волной», когда потребителям больше нравилась атмосфера, связанная с чашечкой кофе в компании друзей, чем сам кофе, «третья волна» принесла с собой новую страсть, которая побудила людей изучать кофе и относиться к нему скорее как к науке или искусству, а не просто приятному времяпровождению.

Культура потребления кофе не стоит на месте и постоянно развивается, некоторые эксперты уже говорят про четвёртую и даже пятую волны. Однако нам, как любителям и ценителям кофе, совершенно необязательно пытаться их оседлать, ведь главным всё так же остаётся наслаждение вкусом и атмосферой.

Более 100 оригинальных сортов кофе из разных уголков мира в коллекции Кантаты